В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными красками расписана мебель в жилище, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе и обуви. Им украшены предметы быта и многое другое. В культуре бурятского народа на протяжении веков была выработана определенная теория цветовой символики. Буряты, монголы использовали преимущественно красные, желтые, зеленые, синие и белые краски - любимые цвета народа. Очень редко применялись нейтральные цвета и в то же время умело сочетались яркие оттенки. У бурят и монголов использование различных цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер. Цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен в отделке бурятских шерстяных и меховых ковров. Принцип цветовой контрастности применяется в ювелирном искусстве. Цветные камни - сердолик, лазурит, малахит, коралл, перламутр составляют контраст серебру, золоту, стали.
Цвет и цветные предметы оказывают на человека психофизиологическое воздействие, вызывая различные ощущения - тепла или холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства. Цвет выполнял магическую, символическую, информационную и декоративную функции.
Большое место в материальной и духовной культуре занимают черный и белый цвета. Именно они занимают бинарную позицию: - белое - черное; плохое - хорошее; высокое - низкое и т.д. В то же время остальные цвета спектра таких оппозиций ни с каким цветом не образуют. Черный, белый, красный - цвета первого класса. Зеленый, голубой, желтый, серый - цвета второго класса.
В отделе краеведения и библиографии для читателей оформлена книжная выставка «Yнгэнγγдэй hγлдэ тэмдэг» = «Символика цветов у бурят», где можно познакомиться с литературой о цветах в традиционной культуре бурят. Представлены издания по традиционной бурятской культуре. К примеру, изготовление бурятской одежды считалось искусством. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел клеить и стегать, выделывать шкуры различных животных. Он был знаком с символикой орнамента, цветов и их сочетаний.
Яркие сочные цвета росписи использовались и в традиционных ремеслах. При художественных работах, к примеру, росписи сундуков. В каждом бурятском доме, в интерьере юрты бурята входил сундук для хранения одежды (ханза). Вся деревянная мебель, ставившаяся в юрте, была произведением местных столярных мастеров, которые умело использовали цвета при украшении юрты. В каждый цвет, примененный в росписи, мастер вкладывал определенный смысловой контекст. Также при использовании кожи мастерами-шорниками изготовлялись качественные и высокохудожественные образцы. Использовались крашеные в разные цвета кожа.
В представленных изданиях на данной выставке немало полезного и интересного для всех читателей и просто для тех, кому небезразличны быт, традиции, обряды, праздники, символика своего народа. Приглашаем посетить нашу выставку!