Страницы истории
В период с середины XVI века в истории Востока продолжались последствия распада великого государства Чингисхана.
В процессе междоусобных феодальных войн и распрей Центральная Азия была раздроблена на ряд самостоятельных улусов, княжеств, ханств, когда сильные из них подчиняли себе слабых. С 1578 года хори - буряты находились под властью и гнетом монгольского Алтан хана, испытывая на себе все тяготы феодальной кабалы. Все одиннадцать родов хори-бурят, будучи кочевниками, постоянно находились в передвижениях по низовьям Селенги, Ангары, Лены и в зоне Байкала. Этот период характеризуется распространением в их среде религии, появлением письменности, родословных записей и т.д. Основными занятиями кочевников были животноводство и облавная охота. Население хори-бурятского происхождения, по учетным данным 1766 года, составляло в возрасте от 18-55 лет 11033 человека, всего население составляло около 44000 человек, а в наше время - 240290 человек, владеющих родным языком, живущих по бурятским обычаям и традициям.
В период царствования Алтан хана (1532- 1585) в Баргу в Монгольской стране за Дай Хун тайжи, сына солонгутского Буубэй Бээлэй хана, была выдана замуж Бальжин хатан – хори - бурятская принцесса. «Бээлэй» означает «князь», «тайжи» - «граф». При первой встрече с Дай Хун тайжи Бальжин хатан предъявила ему определенные условия, при которых она может дать согласие на замужество. Она сказала: «Одиннадцать родов хори-бурят должны быть освобождены из подчинения Буубэй Бээлэй хана и отданы вам как подданные. Я буду им княгиней, и мы поселимся на родине наших предков». Были поставлены и другие условия, с которыми Дай Хун тайжи согласился и выразил надежду и благодарность. Люди одиннадцати родов хори-бурят были отданы в качестве «энжи» (приданого) Бальжин хатан.
Бальжин хатан была единственной дочерью хоринского Сагаан Лубсан гуна (государственный руководитель III степени или граф), ее мать звали Сорол. Достигнув 16 лет, она далеко прославилась своей красотой и незаурядной мудростью. Дата и место рождения Бальжин хатан нуждаются в дополнительном уточнении. Сагаан Лубсан видел в сватовстве Буубэй Бээлэй хана выгоду: богатство, высокое положение, и, вопреки нежеланию матери, Бальжин хатан выдали замуж. Буряты становятся «албата» - подданными Дай Хун тайжи, занимая широкие просторы на юго-востоке Монголии.
Бальжин хатан обладала твердым характером и действовала решительно. На чужбине она регулярно объезжала свои родовые кочевья, встречалась со старостами (сайтами, зайсанами). Владения Дай Хун тайжи распространялись от Аргуни до Байкала. Его отец Буубэй Бээлэй, будучи уже стариком, взял молодую жену из племени харчинов, активно поддержавших маньчжуров. И, как показали дальнейшие события, солоны, действительно, стали активными союзниками маньчжуров. Бальжин хатан, всю свою жизнь жестко противостоявшая маньчжуро-китайцам, оказала твердое неповиновение свекрови и ушла со своими подданными хоринцами на северо-запад, в «породные» земли, где в древности жил и «размножился их народ из рода хори». Это было около 1594 года. Вероятно, этому способствовали и своеобразное поведение, и характер молодой княгини, новой жены Буубэй Бээлэй хана. Она имела интимные любовные связи с Дай Хун тайжи и с сыном телохранителя Гутаар Мэргэн Тэнгэри батора - Абагалдай Мэргэном, хотя его женой была ее родная сестра. Бальжин хатан при всем своем старании угодить ей все же не смогла. Дай Хун тайжи и Бальжин хатан переправились через реку Ургэнэ (Аргунь), стали устраивать жизнь в местности Хуандай (Кондуй), что ныне на территории Борзинского и Краснокаменского районов, где и поныне имеются остатки крепости Бальжин хэрэма (кремля). Народ одиннадцати родов после того, как большая часть их затерялась в монгольских степях, окончательно перекочевал сюда в век великого царя Михаила Федоровича Романова (1613 г). Обосновались они по северному и южному склонам горной цепи Хухэльби (Кухэльбернские горы). Согласно хоринским летописям, в 1594 году произошел крупномасштабный уход хоринцев в Агу во главе с Бальжин хатан.
Молодая жена сделала донесение хану: «Твои подданные осуждают тебя, что не можешь управиться с единственным сыном, и что же будет дальше... Твой сын оказался под влиянием Бальжин хатан». Хан разгневался и послал войско, чтобы насильно вернуть беглецов. Удалось вернуть только Дай Хун тайжи. Хори-народ продолжал кочевку по ближним рекам Аргунь и Онон. Буубэй вторично направляет войско, чтобы убить Бальжин хатан. Узнав об этом, она уходит в таежные дебри Урея и попадает к реке Иля, объезжая горы Алханая. Это подтверждает название местности, связанное с именем Бальжин хатан.
Каратели Буубэй Бээлэй хана догнали дружину Бальжин хатан в верховьях реки Тура, где-то в районе села Бальзино, и там трагически завершилась жизнь Бальжин хатан. Буубэй Бээлэй хан со временем постарел и предложил Дай Хун тайжи занять его место. Тот отказался от предложения отца. После этого одиннадцать родов хори-бурят - «энжи» Бальжин хатан - с согласия Дай Хун тайжи и с его пожеланием дальнейшего благополучия и успеха на новых местах обитания перекочевали кто куда. Основной поток хори-бурят направился на север, в сторону реки Шилки, где им оказывало сопротивление часть местного населения - Хара Улятуй. В результате конфликтов были жертвы с обеих сторон.
Материалы, подтверждающие о том, что Бальжин хатан была удаган-шаманка, не были найдены. Она поклонялась языческим богам, как и многие другие в то время. Во дворце Буубэй Бээлэй хана действительно был «бθθ» (шаман), телохранитель хана. Гутаар Мэргэн Тэнгэри батор и его сын Абагалдай Мэргэн, который был вынужден по предложению жены Хэтэрхээн перекочевать на берега реки Ангары в сопровождении 15 семей-дворов. Но у них не было удачи, так как он был убит женой на почве ревности.
Бальжин хатан была умственно и физически развитая женщина, но не участвовала в военных действиях и вооруженных столкновениях. Она ставила перед хори- бурятами цель консолидации племен и сумела внедрить в сознание людей элементы государственности. Бальжин хатан была предводителем одиннадцати родов хоринских бурят, сумела добиться их освобождения из-под ига иностранных феодалов и ускорила последующие преобразования: государственный дипломатический визит делегации бурят к русскому царю «Баатар Сагаан хану» Петру I, что дало возможность бурятам быть полноправными подданными Российского государства. Способствовало свободному экономическому развитию территорий от Байкала до Китая и Монголии с последующим установлением государственной границы между этими государствами, что избавило бурят от грабежа и насилия иностранных захватчиков.
Легенды и рассказы о Бальжин хатан вполне могут быть забыты через семь-восемь поколений. Поэтому нужно бережно хранить и относиться к своей истории, не забывать своих исторических личностей.
Существует много интерпретаций о знаменитой предводительнице хори-бурят. Мы приводим одну, записанную Цыбеном Жамцарано у себя на родине, в Агинской степи.
История хори-бурят увлекательна, странна и иногда непонятна. Первое упоминание о них содержится в “Сокровенном сказании монголов”, где фигурирует легендарный Хоридой (Хорилартай) Мэргэн. Также упоминаются Дайдухул-сохор и Ботохой-тарган, предводители хори-туматов, с которыми воевали монголы. Но оказывается жили они вовсе не на слиянии Уды и Селенги, как писал Исай Калашников в “Жестоком веке”. А на территории Минусинской котловины, в нынешнем Красноярском крае, где и учиняли восстания против Чингисхана. Но были ли это нынешние 11 родов хори-бурят, или вовсе те туматы не имели к ним никакого отношения? Очередной детектив, над разгадкой которого до сих пор бьются историки.
Впрочем, вернемся к Бальжин. Хори-буряты влияли на центральноазиатскую историю еще до Чингисхана, их ареал распространялся вплоть до Ирака, который они вспоминают как страну Наян-Наваа. Один из древнейших азиатских субэтносов пронес свою историческую память из глубины веков, помня, что на месте Байкала был Байх гал (стоящий огонь). Хори-бурятам есть чем гордиться. И олицетворением народной памяти была, есть и будет Бальжин-хатан. Героиня бурятского народа.
Пишет Цыбен Жамцарано:
Предания о Бальжин-хатун, о Гутааре и Абагалдае
Бальжин-хатан, княгиня хори-бурят, была дочь Тогон Түмүр-хана. Вторая жена Бүбэй Бэйлэ - хана была дочерью Гулин-хана. У Бүбэй Бэйлэ был богатырь и шаман по имени Гутаар Мэргэн, ему за заслуги было преподнесено звание «Тэнгри», а у него сын - Абагалдай Мэргэн. Абагалдай Мэргэн был женат на дочери Гулин-хана - Хэтэрхэн. Бүбэй Бэйлэ от первой жены, уже умершей, имел сына - наследника Хун-тайжи, который был женат на Бальжин. Бүбэй Бэйлэ женился на второй жене - младшей сестре Хэтэрхэн. Абагалдай Мэргэн был очень красив и искусен в воинских упражнениях, молод и славен. От стал ухаживать за сестрой своей жены, женой Бүбэй Бэйлэ-хана. Хэтэрхэн заревновала и каким-то образом взяла мужа с пятнадцатью семействами - урхуту и укочевала на север Байкала - на Ангару. Здесь Хэтэрхэн разрубила своему мужу голову золотой кожемялкой (хэдэргэ) и бросила ее в реку Ангару. Хозяин реки разгневался и напустил болезнь на 15 юрт. Тогда сговорившись, почтили Абагалдаеву голову обрядом дэгдэху. Голова Абагалдая ожила и прилетела к жене просить хара архи, хатууса тамахи [водку и крепкий табак]. Жена дала требуемое и отослала мужа к баргутам-бурятам, чтоб он загонял чертей и злых духов, что у баргутов, к Эрлиг-хану на расправу. За такую службу: «Тебя будут поить хара архи и кормить хатууса тамахи», - сказала Хэтэрхэн. С тех пор стали почитать Абагалдая как онгона. Рисуют одну его голову. Так как он был сыном Гутаар-тэнгрия, его называют Тэнгрием.
Бальжин-хатан не ужилась с мачехой и откочевала с мужем и подданными к одиннадцати отцам хоринским в Хоандай, в Забайкалье за р. Онон. Построили крепость и жили, не отбывая никаких повинностей. Назвали племя хори хүхү түмэд [хори синие тумэты]. Мачеха говорила мужу Бүбэй Бэйлэ: «Что же барствуют твои молодые? Никаких повинностей не несут. А про меня ходит молва, что будто я сослала твоего сына и невестку в почетную ссылку. Ты, если хан, обуздай их. Приведи к себе или меня отправь к родителям!» Бүбэй Бэйлэ послушался жены и приказывал 3 года подряд, чтоб сын явился к нему. Но Хун-тайжи не послушался. Отец, уже властелин Китая, посылает войско. Молодые с хоринцами бегут на север, за Онон. Хун-тайжи и Бальжин заблудились и поднялись по Онону вверх. Были в местности Урээ, спустились по р. Туре. На Туре их догнали. В местности Ара Сабшлуур начали рубиться, рубились до Эбэр Сабшлуура. С этого времени эти места стали называться Сабшлурами [Рубление]. Хун-тайжи увезли живым. А Бальжин-хатан отрезали груди и бросили в озера. Два озера и теперь называются Бальжинын Сагаан нуур на Туре. Она не умерла, ее, как зачинщицу, везли к Бүбэй Бэйлэ. Коня ее по имени Хүрин Залан убили за Адуун Шолууном. Место и теперь так называется. Ёдор, значок на шапке, бросили там же. Местечко получило название Ёдорто. Место, где бросили котел-чашу, называется Тогоото.
Ее заставили нести на плечах золотое седло. Но от ран на груди и от прочих истязаний Бальжин не могла дальше нести седло. Место, где было оставлено золотое седло, называется Алта Эмээл (близко к Пекину). А отец Бальжин - Хан Тогоон Түмүр потерял свое царство, был побежден его китайским ноёном. Был бессилен. Потому-то так смело обращались с дочерью Бальжин. Она была казнена.
Часть хоринцев, отбиваясь во время паники, откочевала к Нерче - в Эрен Шара тала (за Нерчинском) через Үмγхэй Жалга. Здесь хоринцы потерпели много от тунгусов - хара намятов. У хоринцев был шаман Зоригтуйн хγбγγн Хаатай, рода сагаанского. За свои чудеса и заслуги своему племени он приравнен к богам - ноëнам. После него был большой шаман из хоацайского рода, Хамнайн хγбγγн Хγγхэн, приравнен к богам - ноëнам.
От Yмγхэй Жалга через Байру и Субахай хоринцы на хазаар морин, хамха эмээлэрээ [на верховых лошадях, с убранными седлами] двинулись к Байкалу до Ольхона. Дэгдэху - обряд вознесения духа умершего в верхний мир, обычно человека, умершего трагическим образом (напр., от удара молнии).
Автор Евгений Хамаганов
Галерея с публикациями о Бальжин-хатан
Error
Список литературы
- Бадмаева Б.Б. Бурятские родословные традиции: образы-легендарно-исторических героев / Б.Б. Бадмаева. – Улан-Удэ : Издательство БГУ, – 148 с.
- Дамдинов Д.Г. Аборигены Восточного Забайкалья / Д.Г. Дамдинов. – Улан-Удэ, – С. 52-59.
- Дамдинов Д.Г. Легенды и предания этнической Бурятии. Топонимика и культорология / Д.Г Дамдинов. – Агинское : Агын унэн, – С. 48-53.
- Дамдинов Д.Г. Легенды и предания этнической Бурятии. Топонимика и культорология / Д.Г. Дамдинов. – 3-е доп. изд.– Улан-Удэ : Издательство БГСХА, – С. 60-63.
- Дамдинов Д.Г. О, Прародина монголов! / Д.Г. Дамдинов. – Улан-Удэ : Издательство БГСХА, – С. 237-240.
- Доржин Ц.Ц. Легендарная земля Наян –Наваа и белое пятно бурятской истории / Ц.Ц. Доржин. – Улан-Удэ : Республиканская типография, – С. 29-31.
- Жамцарано Ц. Путевые заметки 1903-1907 гг / Ц. Жамцарано. – Улан-Удэ, – С. 93-94
- Рабдано Б.Р. Земля, овеянная легендами / Б.Р. Рабдано. – Чита : Поиск, – С. 10-15.
- Рабдано Б. Р. Летописи хоринских бурят / Б.Р. Рабдано. – [б.г.]. – С. 12-15
- Рабжуев Р. Сэдьхэлэй хубшэргэй: шулэгууд / Р. Рабжуев. – Чита : Принт-мысль, 2003.– С. 53.
- Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят / Г.Н. Румянцев. – Улан-Удэ, 1962. – С.184.
- Сокровенное сказание монголов / пер. с монгл. С.А. Козина. – Улан-Удэ, 1990. – С.13- 14.
- Сайшиял. Сказание о Чингисхане / Сайшиял. – Улан-Удэ, – С. 46.
- Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные / Ц.Б. Цыдендамбаев. – Улан-Удэ, 1972.– С.51.
- Энциклопедия Забайкалья: Агинский Бурятский округ / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин, Б.Б. Жамсуев. – Новосибирск : Наука, – С. 60.
Публикации в сборниках
- Батомункин Б.Ц. Бальжан хатан в устных преданиях агинских бурят // Вестник агинских краеведов / сост. Б.Ц. Батомункин; отв. ред. Ц.Ч. Жимбаева. – Улан-Удэ : Издательство БГУ, 2017. – Вып. 3. – С. 51-54.
- Батомункин Б.Ц. Великие дочери хори бурят // Вестник агинских краеведов / сост. Б.Ц. Батомункин; отв. ред. Ц.Ч. Жимбаева. – Улан-Удэ : Издательство БГУ, – Вып. 3. – С. 44-48.
- Батомункин Б.Ц. О титуле предводительницы хори-бурят Балжан хатан // Вестник агинских краеведов / сост. Б.Ц. Батомункин; отв. Ред. Ц.Ч. Жимбаева. – Улан-Удэ : Издательство БГУ, – Вып. 3. – С. 48-50.
- Батомункин Б.Ц. О времени бытия Великой княгини Бальжан – хатан // Вестник агинских краеведов / сост. Б.Ц. Батомункин; отв. ред. Ц.Ч. Жимбаева. – Улан-Удэ : Издательство БГУ, – Вып. 9. – С. 27-29.
- Гунгаров В.Ш. Предания о Бальжин хатан // Найдановские чтения – 2. Материалы научной конференции: в 2 ч. Ч 1. – Улан –Удэ : БНЦ СО РАН, 2006. - С. 149-154.
- Тобоев Т. Прошлая история хоринских и агинских бурят // Бурятские летописи. – Улан-Удэ, –С.8-11
- Юмсунов В. История происхождения одиннадцати хоринских родов // Бурятские летописи. – Улан-Удэ, –С.34
Публикации в периодических изданиях
- Бороев Л. Памятник Бальжин-хатан // Агинская правда. – 2006.- 23 августа.–С.2
- Бальжин - хатан: Историческое предание/ Записки У Д. Бадмаева // Буряад γнэн.– 1998.–29 мая.–С.3
- Цынгуев Б.-Г. Повесть о Бальжин хатан // Агинская правда. – 2004. – 10 июня.–С.2
- Лыгденов Д. Мифы и улигеры Тункинской долины // Буряад γнэн. – 1999. –6,27 мая, 29 июля, 5,19 авг.
- Цыбиков Б. О царице Бальжин: Легенда // Буряад γнэн. – 1989. – 1 апреля.–С.5