- Русский
Светлый и долгожданный праздник Белого месяца входит в каждый дом, его празднуют все жители нашего округа, независимо от национальности и возраста. Этот прекрасный праздник пришел к нам из глубины веков. Он олицетворяет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции бурят. Этот праздник по восточной астрологии является началом весны, началом очищения и обновления всей природы, в том числе и человека как части природы. По празднику Белого месяца люди фиксировали свой возраст и возраст домашних животных. Это был «всеобщий день рождения». Молодой месяц растет, омытый молоком плодящих животных, поэтому и назван Сагаан hара, что означает Белый месяц. Белый цвет буряты испокон веков считали цветом, приносящим людям счастье, добро, удачу, мир, он был связан с понятием света, чистоты, святости, добра и благополучия. Поэтому он и называется «Белый месяц» - «Сагаан hара», «Сагаалган». И, конечно же, ни один из праздников не обходится без красивого национального костюма – дэгэла.
Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.
Головной убор бурят (бур. малгай) — это шапка конической формы отороченная бархатом или мехом, которая наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной (бур. дэнзэ). От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шелковые кисти (бур. улаан залаа).
Энгэр или Дурбэлжэн энгэр (досл. четырехугольный борт) является важным элементом национального костюма бурят, находится на грудной части верхней полы, где вшиваются три разноцветные полосы — внизу розовато-красного цвета, в середине чёрного, сверху золотисто-жёлтого, белого, зелёного или синего цвета. Первоначальный вариант энгэра — желто-красный, чёрный, белый.
Улаан залаа или красные кисти — это декоративный и символический элемент на головном уборе некоторых монголоязычных народов.
Нож(бур. хутага) и огниво (бур. хэтэ) — чаще всего они встречаются в паре и обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.
Мужской вариант костюма. Традиционная одежда бурят была представлена в зимнем (бур. дэгэл) и летнем (бур. тэрлиг) вариантах. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.
Дэгэлы имеют две полы — верхнюю (бур. гадар хормой) и нижнюю (бур. дотор хормой), спинку (бур. ара тала), перед, лиф (бур. сээжэ), борта (бур. энгэр).
Женская вариант костюма. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (бур. тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.
Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке.
Украшения
Буряты придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла, бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть — землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.
Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру). Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной — (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ) (Из Википедии).
Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано поздравляет всех с Белым месяцем - Сагаалганаар!!! И желает всем Всех земных благ: крепкого здоровья, удачи во всех делах, семейного благополучия и успехов в работе! (На фото сотрудники Забайкальской краевой библиотеки им. Ц. Жамцарано).
Рита Батомункуева
библиотекарь отдела краеведения и библиографии- Буряад
Буряад дэгэл
Сагаан hарамнай сахилзаhаар айл бүхэндэ буужа ерэхэнь. Буряад үндэhэтэн хүгшэн залуу илгаагүй сагаалжа найрладаг. Үни холын сагhаа дамжан ерэhэн hайндэр хүн бүхэндэ hайхан мэдэрэл, инаг дура, сэбэр сэдьхэл асардаг. Зүүн зүгэй литын еhоор Сагаалганаар хабар эхилээ гээд тоолодог. Мүн Сагаан hарын гарахада хүн зондошье, амитадташье нэгэ наhа нэмэдэг. Бүхы зон амитанай түрэhэн үдэр гээд тоологдодог. Буряад угсаатан хэр угhаа сагаан үнгэ арад зондо жаргал, бүхы hайниие, талаан бэлиг, эб нэгэдэл асарна гээд тодорхойлдог. Тиимэhээ «Сагаан hара», «Сагаалган» гээд энэ hайндэрнай нэрлэгдэhэн юм. Зүгөөр, нэгэшье hайндэр буряадай үндэhэн үмэдхэлгүйгөөр үнгэрдэггүй.
Буряад дэгэл – буряад арадай заншалта үмэдхэл, хэдэн галабай соелой нэгэ хубинь юм. Заншалта үндэhэн хубсаhан нүүдэл байдалтай арад зоной ажабайдалтай, байгаалиин шэрүүн уларилтай нягта холбоотой. Мори унаад ябахада, hаалта хэхэгүй, барюу бэшэ хубсаhан хэрэгтэй. Мал үдхэжэ ажамидардаг буряад арад арhа шүрбэhыень үйлэдэжэ, хубсаhа оедог байhан юм.
Буряад малгай – тэнгэри өөдэ шобогор оройтой, хилэн гү, али арhан hарабшатай, оройдоо мүнгэн дэнзэтэй, дэнзэhээ доошоо улаан залаатай.
Энгэр гү, али дүрбэлжэн энгэр буряад үндэhэн дэгэлэй тон шухала зүйл болоно. Дээдэ талын сэнхир үнгэнь тэнгэриин удхатай, дундахи хара үнгэнь эхэ дэлхэйе хэлэнэ, улаан үнгэнь хүнэй зүрхэ сэдьхэлэй могойлиг, тахяалиг, гахайлиг гурбан хорото hанаае hуга доогуураа ябуулhан удхатай.
Улаан залаа – наранай элшэнүүд сасарна гэhэн удхатай, буряад малгайн оройдо байдаг гоеолто.
Буряад хутага ба буряад хэтэ – ехэнхидээ паарлан байдаг бүhэтэй хүнэй зэмсэг болоно. Буряад хутага ямар нэгэн hайхан ябадалай түлөө баярые хүргэжэ бэлэглэhэн, үгы гэбэл бэлэгүүдээ андалдаhан ушартай.
Бүhэтэй хүнэй хубсаhан. Буряадай заншалта үмэдхэл үбэлэй дэгэл ба зунай тэрлиг гээд илгардаг. Үбэлэй дэгэлэй шухала хэрэглэгдэхэ эд – хилэнгээр гү, али бүдөөр хушагдаhан хониной арhан. Үдэр бүриин дэгэл юрын бүдөөр, гоелой дэгэл торгоор, хилэнгээр оегдодог.
Дэгэлнүүд – гадар хормой, дотор хормой, ара тала, сээжэ ба энгэртэй байдаг.
Эхэнэр хүнэй дэгэл. Эхэнэр хүнэй наhанай хэмжүүрээр илгардаг. Басагад арба наhан хүрэтэрөө хүбүүдтэй адли хубсаhатай. Энгэртэй, ута хамсытай hомон дэгэл үмдэжэ, бүhэ бүhэлнэ. Дүрбэн гэзэгэ гүрэнэ. Арба наhанhаа арбан таба хүрэтэрөө басагад энгэртэй дэгэл үмдэжэ, зургаан гэзэгэ гүрэдэг. Арбан табаhаа хори наhанай хоорондо энгэртэй, ута хамсытай басаган дэгэл үмдэхэ, hиихэ, даруулга, элдэб зүүдхэл зүүхэ. Найман гэзэгэ надхуулна. Энэ үедөө наhа хүсэhэн басаганай тоодо ороно. Хоер мүр дээрээ сасагтай гуу зүүдэг юм. Басаганhаа hамган болоходоо, үhэеэ хахалжа, туйба зүүжэ, уужа үмдэжэ, айлай гал гуламтын эзэн болоно. Жараhаа дала хүрэтэр наhанай эжынэр hамган дэгэлээ орхижо, hомон дэгэлээ үмдэнэ.
Зүүдхэл
Буряад зон зүүдхэлдэ онсо анхаралаа хандуулдаг. Эхэнэрнүүдэй зүүдхэл гол түлэб мүнгөөр хэгдэhэн, шүрэ, оюун, хубаар гоеогдоhон байдаг. Малгайнь хэдэн хубиhаа бүридэдэг заншалтай: оройнь – тэнгэри, улаан залаа – наранай элшэ, доодохи хубинь – газар гэhэн удхатай. Малгайн гоеолтонууд гэхэдэ, доошоо hанжаhан шүрэ, мүнгэн зүүдхэл – даруулгын hиихэ болоно.
Найман гэзэгэ надхуулhан, нахигар хотогор басаганай гоеолтые дурдабал, толгойдоо шүрэ, хуба шэгэдхэн зүүжэ, хүзүүндээ бурханай гуу, шэхэндээ алтан, мүнгэн сахариг, hиихэ, гартаа алтан, мүнгэн бугааг, хажуу таладаа зүүдхэлээ – hанжуурга зүүдэг. Энэ зүүдхэл - хоер таладань hанжаhан бэhын хантарга. Нэгэ таладань - хультибша, шүдэнэй шэгшүүр, нүгөө тээнь - хутага, хэтэ.
Буужа ерэхэеэ байhан Сагаан hараар, Сагаалганаар Үбэр Байгалай хизаарай Ц.Жамцараногой нэрэмжэтэ номой санай ажалтад хүндэтэ уншагшадаа амаршалаад, элүүр энхэ, талаан бэлигтэй, гэр бүхэндөө жаргалтай, ажалдаа амжалтатай hуухыетнай хүсэнэд. (Фото-зурагууд дээрэ Үбэр Байгалай хизаарай Ц.Жамцараногой нэрэмжэтэ номой санай ажалтад)
Рита Батомункуева
хизаар ороноо шэнжэлэлгын ба
библиографиин таhагай мэргэжэлтэн
- Главная |
- Краеведение |
- Традиции и обычаи бурятского народа |
- Бурятский национальный костюм - дэгэл
Бурятский национальный костюм - дэгэл
- Информация о материале
- Просмотров: 4379
- Деятельность краеведческого отдела
- Книжная коллекция редких изданий Аги
- Памятные даты АБО
- Электронные ресурсы
- Галерея солдатской славы
- Галерея писательской славы
- Международный фестиваль «Алтаргана»
- Заповедные уголки Земли Агинской
- Виртуальная выставка
- Летопись комсомола Аги
- Традиции и обычаи бурятского народа
- Один день в истории Аги
- Легенды и предания Аги
- Электронные альбомы «Мой округ - моя гордость»
Последние новости
- 09июль «Читаем Цыбена Жамцарано», Ц. Жамцарано «Долоодой үбгэн», читает Дамдинжапова С.Б. 09-июль-2021
«Читаем Цыбена Жамцарано», читает Дамдинжапова С.Б., главный библиотекарь отдела информационного и...
- 08июль Буктрейлер по книге О.Ц.Цыбикова «Забытые»… на 45 лет» 08-июль-2021
Книга «Забытые»… на 45 лет», Очира Цыбиковича Цыбикова, посвящена его отцу Жамьянову Цыбику,...
- 08июль Межрегиональная акция «Читаем бурятскую классику-вместе» «Читаем Цыбена Жамцарано» 08-июль-2021
Героический эпос «Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон» является одним из лучших...