В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными красками расписана мебель в жилище, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе и обуви. Им украшены предметы быта и многое другое. В культуре бурятского народа на протяжении веков была выработана определенная теория цветовой символики. Буряты, монголы использовали преимущественно красные, желтые, зеленые, синие и белые краски - любимые цвета народа. Очень редко применялись нейтральные цвета и в то же время умело сочетались яркие оттенки. У бурят и монголов использование различных цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер. Цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен в отделке бурятских шерстяных и меховых ковров. Принцип цветовой контрастности применяется в ювелирном искусстве. Цветные камни - сердолик, лазурит, малахит, коралл, перламутр составляют контраст серебру, золоту, стали.
Цвет и цветные предметы оказывают на человека психофизиологическое воздействие, вызывая различные ощущения - тепла или холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства. Цвет выполнял магическую, символическую, информационную и декоративную функции.
Большое место в материальной и духовной культуре занимают черный и белый цвета. Именно они занимают бинарную позицию: - белое - черное; плохое - хорошее; высокое - низкое и т.д.
Все предметы, окрашенные в белый цвет природой, заключают в себе вышеперечисленные качества; прежде всего это относится к молоку и молочным продуктам. Молоко и его производные обладают особой сакральностью, но белый цвет выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе. В народных песнях достойным героя бывали белой масти конь или верблюд. Если хочешь расположить к себе человека, тронуть его сердце, употреби эпитет «белый», он выразит твое почтение и твою любовь; «сагаан haнaaтa» скажет о ком-нибудь монгол или бурят. И можно поверить, что у человека, им уважаемого, действительно белая, т.е. ничем не запятнанная душа. Приходящийся по лунному летосчислению на эту пору Новый год называют Сагаан hapa - Белый месяц - новогодний праздник, который обычно отмечается в конце января или в начале февраля. Марко Поло, описывая празднование Нового года, рассказывал, что обычно в этот день и мужчины, и женщины надевали белую одежду, чтобы будущий год был счастливым и благополучным. Все дарили подарки белого цвета, веселились и пировали. К.В. Вяткина пишет: «Белый цвет — весьма уважаемый древними монголами. Юрты монгольских ханов были белыми, потом белые юрты ставили все аристократические роды (белая кость). Белую лошадь приносили в жертву небу. Молоко от белой кобылицы имели право употреблять только члены ханского дома. Существовал обычай при возведении на престол императора сажать и поднимать на белом войлоке. Белый цвет ассоциируется с дневным светом и небесными светилами - Солнцем и Луной, а также с производящей силой.
Белый цвет - цвет святости, благополучия. С этими представлениями связан обычай обшивать белой мерлушкой шапки, ворот, борта и манжеты дзгэлов. В бурятской вышивке использовался шов двойной тамбур, вторая линия всегда выполнялась белой ниткой. Это был не просто прием художественной выразительности, но и прием, усиливающий, подчеркивающий смысловую емкость, эмоциональную содержательность узора и показывающий отношение автора к предмету изображения. Серебряными солярными знаками - кругами украшались доспехи воинов, шлемы, панцири, пояса, колчаны: круглые белые пластины или монеты пришивали на свадебные женские костюмы предбайкальские бурятки. Обилие различных белых талисманов в одежде и украшениях необходимо было по древним обычаям для защиты невесты от злых духов, которые могут испортить счастье, навредить новобрачным. Белым цветом отмечен на северной стороне юрты почетный сектор хоймор тала. Здесь размещали божницу с изображением божеств. Самых почетных, уважаемых людей усаживали на этой части юрты (хойморто). В социальной терминологии, отражающей классовое расслоение общества, бытует термин «белая кость» (сагаан яhан), которым обозначали представителей родовой и племенной знати, в отличие от «черной кости» (хара яhан) - простолюдинов. В топонимии Бурятии встречается много названий горных вершин, рек, озер с названиями сагаан: Сагаан Нуур - поселок в Мухоршибирском районе, Сагаан Уула, Сагаан Адха, Сагаан Тала, Сагаан Шулуун и т.д. В ламаистской иконографии известны образы Белого старца - Сагаан Убгуна и Сагаан Дари Эхэ — Белой Тары. Белый Старик всегда выступает как хозяин Земли, как хранитель домашнего очага, покровитель счастья и благополучия, домашнего скота и т.д. В иконописи это божество изображается в сопровождении животных и птиц, на фоне пышной растительности, благоухающих цветов и спелых плодов. У кочевников много примет и поверий, связанных со словом «белый». Боханские буряты считают за счастье для хозяйки иметь скотину с белым пятном на лбу. Такую скотину не продают. По поверью унгинских бурят, если человек увидит белую мышь, он должен убить се, снять шкуру, хорошенько высушить и постоянно носить при себе, потому что белая мышь приносит успех, богатство, особенно при торговле. Мясо белой мыши хранят в сушеном виде, потому что оно обладает целебными свойствами от разных болезней: больной человек скоро выздоравливает, если поест мясо белой мыши. Белых мышей видят очень счастливые люди. Унгинские буряты говорят, что встречаются очень редко белые змеи. Увидев такую змею, человек должен убить ее, снять шкуру, высушить и постоянно носить при себе. Мясо белой змеи также считается целебным от многих болезней. Однако, белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали покойников в белую одежду и покрывали белым саваном. В Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Словом, он имел ключевое значение в жизни й мировоззрении бурят, монголов. Наиболее сложную и противоположную семантику имеет черный цвет. Он символизирует несчастье, горе, гибель всего, что движется и дышит. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь - со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает несчастье. Черные глаза считаются опасными, завистливыми. Если с белым связано доброе, светлое, счастливое, святое, то с черным - все негативное: злое, темное, несчастливое. Примерами такого рода могут служить понятия: белая пища - святая, черная пища - символ бедности, нищеты - хара сай (черный чай); хара архи (водка, полученная путем перегонки зерновой барды), сагаан архи получали перегонкой молока, и только им совершали все культовые обряды. Несмотря на это, черный цвет занимает равноправное положение среди других цветов: по контрастности противопоставлен белому, в дацанской живописи черная краска в виде туши, как золото и серебро, употреблялся как материал, дающий законченность произведению. Черное может иметь и благоприятное значение. У тюркских и монгольских народов слово «кара» (хара) обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи. Этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» обозначало и титул человека, т.е. великий, могучий. Топонимы со словом хара (черный) встречаются нередко. Хара нуур (озеро с черной водой), Хара-Хото, древняя столица чингисидов называлась Харахорин (Кара Корум). Это название может быть переведено как Северная ставка (север иногда ассоциируется с черным цветом) или Великая (Главная) ставка.
Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках обозначает все красивое, прекрасное. В славянском фольклоре красный цвет - символ красоты, девственности, святости: «красная девица», «красный угол», «красная горка», «красное солнышко» - сохранившиеся подтверждения символа этого цвета. В Китае об искренном, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. У монгольских народов красный цвет олицетворяет образ древнейшего объекта почитания всех народов - Солнца и связанных с ним огня, света и тепла, без которых немыслима жизнь на Земле. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Солнце и Луна считаются непосредственными предками монголоязычных народов. Поэтому всячески покровительствуют им. Уважительное отношение к своим древним предкам выражалось, в частности, в расположении входа в жилище, ориентированного на юг, в сторону высокого (в зените) солнца. Красный цвет, по представлениям бурят, символизирует красоту, очищение. Красные камни - рубин, коралл служили самыми излюбленными материалами для изготовления украшений: сережек, перстней, браслетов, колец, ладанок, ножей и огнив, трубок. Красные шелковые кисти и дэнзэ венчают навершие головных уборов бурят, монголов. В эпосе кочевников слово «красный» - «улаан» ассоциируется с каким-нибудь важным культом, поэтому словосочетания Улаан-Батор, Улaaн Хаан, Улаан Хонгор, Улаан-Удэ характеризовали воина, богатыря, знаменосца. Красное обозначает также власть, величие. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, только императрица имела право носить красные сапожки. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения (роза, гвоздика, рябина, калина, лотос). Китайцы привязывали что-нибудь красное на кисти рук детей, приучая смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы не болеть, и чтобы никто их не сглазил. Символические значения красного цвета очень многообразны и противоречивы. Символизируя радость, красоту, полноту жизни, в то время он ассоциируется с враждой, местью, агрессивностью. Красный цвет является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует борьбу, независимость, революцию, переворот. У многих племен Африки, Америки, Австралии воины, готовясь к бою, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. В Древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Желтый цвет, также, как белый и красный, относится к солярному символическому цвету. Желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности |воспринималось как застывший солнечный свет. Золото - материал, не меняющийся при испытаниях огнем, стал символом «вечности, неизменности, постоянства, раз и навсегда установленного, данного богом свыше». Рассматривая желтый цвет и ассоциированного с ним золота, выделяют несколько его главных символов. Золотой и желтый цвета соответствуют идее изначальности всего. В бурятской мифологии «материнская золотая утроба» и «отцовский серебряный столб», от которых пошли первые люди на земле; в монгольской мифологии птица поднимает из глубины океана «золотую землю», на которой возникает вся живая и неживая природа, в мифологии кочевников существует мотив рождения ребенка от золотого солнечного луча, проникшего сквозь дымовое отверстие юрты. Таким образом, золото, золотой, желтый цвет - это универсальный космический символ, с которым связано появление земли и первого человека, предков правителей и самих правителей. Соседство слов «желтый» и «золотой» в устойчивых словосочетаниях типа «золотая желтая земля», «золотое желтое солнце» говорит об их взаимозаменяемости, об изначальном мифологическом тождестве. Желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и представителей высших сословий. Золотые руки, золотое сердце, золотое слово, золотая нива, золотой век, золотое время, золотое царство - словосочетания, выражающие понятия самого ценного, лучшего, дорогого, как признака времени, места, явления или предмета. Особое место занимает желтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется в первую очередь в названии религии — желтая вера, в одеяниях лам — желтая одежда с красной накидкой орхимжо. Таким образом, желтый цвет - цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры - недаром производит на человека теплое и приятное впечатление, желтая поверхность как бы испускает из себя солнечный свет, который осязает на себе каждый из нас.
Синий, голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью. В народной символике - голубой цвет обозначает одного из двух главных высших сил - Вечного неба (Хухэ мунхэ тэнгри). В мифологии бурят небо - символ мужского начала. Вместе с женским божеством улгэн Дэлхэй Эхэ (необъятная Мать-Земля) они являлись первопредками всех живых существ во Вселенной. Некоторые бурятские племена - булагаты, хонгодоры - считали своим тотемом небесного синего пороза - Буха ноен Баабая, сына небожителя Эсэгэ Малаан тэнгрия. Племена хори-бурят связаны с Небом через свою прародительницу Лебедь (Хун шубуун). Прекрасные небесные лебеди спускались на берег Байкала и превращались в девушек. Похитив одежду одной из них, молодой охотник Хоридой, сын Бурядая, женился на девушке, которая родила одиннадцать сыновей – родоначальников –хоринских родов. К голубой стихии - водной относило себя племя Эхириты: своим прародителем считали Пеструю рыбу Налим (эреэн гутаари), которая вышла из береговой щели Байкала. По этому поводу они говорят: «Отец наш - пестрый налим, береговая щель – мать наша». Таким образом, основные бурятские племена - хоринские, эхириты, хонгодоры усматривают в синем цвете ту субстанцию, которая опосредованно, через небесных быка, лебедь и рыбу, дала им жизнь. (синим цветом отмечается мужская западная половина юрты, где хранились боевые доспехи и охотничье оружие, предметы упряжи, конская сбруя. Будучи цветом неба и воды, он символизирует вечность, бесконечность не только в мировоззрении бурят, монголов, но и других народов. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждение и покой, вызывает ощущение холода и напоминает о прохладе. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в языке геральдики обозначает целомудрие, честность, верность.
Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли, ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла, изобилия молочных продуктов, поэтому это символ Земли. Цвет ассоциируется с понятиями размножения, роста и неувядания в природе и человеческом обществе. С зеленым цветом связывались такие представления, как плодородие, материнская щедрость, бескорыстие, счастье и радость. Зеленый цвет - символ женской, восточной половины жилища, где размещались женская кровать, сундуки, домашняя утварь, продукты долговременного пользования. В буддизме известна богиня Тара, которой приписываются черты богини-матери. В пантеоне буддизма 21 Тара, особо популярны из них - Белая Тара (Сагаан Дара Эхэ) и Зеленая Тара (Ногоон Дара Эхэ). Зеленая Тара, будучи семантически связанной с Великой богиней Матерью, воспринимается, как Мать-Земля (улгэн Дэлхээ Эхэ), от забот и щедрот которой зависели благополучие, процветание, и изображается она именно в зеленом цвете. У многих народов этот цвет символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек от злости «зеленеет»).
В отделе краеведения и библиографии библиотеки им.Ц.Жамцарано для читателей оформлена книжная выставка «Yнгэнγγдэй hγлдэ тэмдэг» = «Символика цветов у бурят», где можно познакомиться с литературой о цветах в традиционной культуре бурят. Представлены издания по традиционной бурятской культуре. К примеру, изготовление бурятской одежды считалось искусством. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел клеить и стегать, выделывать шкуры различных животных. Он был знаком с символикой орнамента, цветов и их сочетаний.
Яркие сочные цвета росписи использовались и в традиционных ремеслах. При художественных работах, к примеру, росписи сундуков. В каждом бурятском доме, в интерьере юрты бурята входил сундук для хранения одежды (ханза). Вся деревянная мебель, ставившаяся в юрте, была произведением местных столярных мастеров, которые умело использовали цвета при украшении юрты. В каждый цвет, примененный в росписи, мастер вкладывал определенный смысловой контекст. Также при использовании кожи мастерами-шорниками изготовлялись качественные и высокохудожественные образцы. Использовались крашеные в разные цвета кожа.
В представленных изданиях на данной выставке немало полезного и интересного для всех читателей и просто для тех, кому небезразличны быт, традиции, обряды, праздники, символика своего народа.
Бальжима Жамсоева,
заведующая отделом краеведения и библиографии
ГУК «Забайкальская краевая библиотека им.Ц.Жамцарано»
(использован материал из книги В.Бабуевой «Мир традиций бурят»)