ГУК «Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано»
Отдел краеведения и библиографии
Дайджест «Живой мир Алханая»
Содержание
- Д.Сунрапова «Наш парк вековой - Алханай»:стихи
- Баир Баясхаланович Жамсуев об Алханае
- Значение слова «Алханай
- Национальный парк «Алханай
- 4.1. История
- 4.2. География
- 4.3. Фауна
- 4.4. Флора
- 4.5. Культура
- 4.6. Алханайские ворота
- 4.7. Достопримечательности
- 4.8. Туризм
- 4.9. Литература
- Х. Будаева «Алханай»: стихи
- Ага-гео. Большое алханайское Обоо: психологический анализ восприятия бурятской инсталляции
- «Учитель». Притча
- Алханай как точка притяжения
- Орой - Вершина
- «Сон с белым верблюжонком». Притча
Автор - Д. Сунрапова
Там солнце встает за хребтами,
Широкий прекрасный край!
Нетронутый временами,
Наш парк вековой - Алханай.
Здесь толпы и толпы туристов,
Паломников и святых,
Здесь запах свежих трав - неистов,
Здесь нет "поясов часовых".
Здесь воды священные плещут -
Из под земли бьет Аршан
Особенно сердце трепещет
От холода природных ванн.
Здесь люди просят прощения,
И молчи за наш мир и тот...
Все ждут грехов искупления
Взирая глубинам красот.
А горы! А местные горы!
Красотам их нет умиления
И храмов буддийских узоры
Достойны лишь восхищения!
Припев : Алханай ! Алханай!
Ты наш добрый , священный край!
Жемчужина Забайкалья -
Живи и процветай !!!
Баир Баясхаланович Жамсуев об Алханае
В краю Агинском трудно кого-либо по-настоящему удивить целительными чудесами Алханая, ибо каждый житель рано или поздно испытывал на своем здоровье благотворное воздействие его благословенной воды. Не случайно житель округа, который целый год провел без посещения алханайской обители, считает его не совсем удачным. Местное население никогда не подвергало сомнению истину о том, что гора Алханай является одной из священных вершин северного буддизма, тем более, не пыталось подвести под удивительный феномен естественнонаучные методики. Алханай будет исследоваться, многие ученые будут изучать его удивительную природу, его сакральную тайну.
Людей сделать благочестивыми невозможно. Но, как принято в буддийской вере, априори в каждом человеке сокрыто божественное начало, и если создать необходимые условия, то самый пропащий человек непременно вольется в общую атмосферу благочестивого духовного поведения. И эту атмосферу надо создавать.
Иными словами, каждый, кто приезжает на Алханай, может окунуться в особый духовный мир или суеверного предостережения, или успешной медитативной практики, или благоговения. Духовное строительство такой среды, обнимающей атмосферу Алханая и его предместий, зависит от усилий многих заинтересованных организаций, представителей духовенства, уважаемых граждан, чиновников разного уровней, людей почтенного возраста и жителей всего Забайкальского края.
Значение слова «Алханай»
АЛХАНАЙ. Гора в Дульдургинском районе и село на берегу реки Дульдурги.
Алха (бур.-монг.) - «чудовище». Считается, Алхана, Алхана-Обо — бурятский религиозный обряд. Гора получила название по этому обряду, где его систематически совершали.
Из книги В. Балабанова «В дебрях названий»
Национальный парк «Алханай»
Национальный парк «Алханай» (бур. Алхана) образован Постановлением Правительства Российской Федерации № 533 от 15 мая 1999 года для охраны, изучения и рекреационного использования горно-таежных ландшафтов Забайкалья, а также для охраны культовых мест бурятского народа.
Расположен на территории Дульдургинского района Забайкальского края; администрация — село Дульдурга, ул. Гагарина, 47.
История
Эколого-экономическое обоснование создания выполнено в 1996 научно-общественной организацией «Забайкальский центр по сохранению биоразнообразия» после проведения научной экспедиции по комплексной экологической, природной, историко-культурной и рекреационной оценке территории Алханай и её отрогов. Основываясь на данных материалах, Российский государственный проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов и ЧИПР (с 2003 ИПРЭК) СО РАН провели проектно-изыскательские работы на значительно большей территории, включающей водосборный бассейн верхнего и среднего течения р. Иля. При этом выяснилось, что на р. Дыбыкса (приток р. Иля) планировалась добыча золота методом кучного выщелачивания, что, несомненно, отрицательно повлияло бы на состояние уникальных природных и зависимых от них культовых комплексов.
География
Границы парка сформированы по бассейновому принципу и проходят по Даурскому и Могойтуйскому хребтам, включая территорию верхнего и среднего течения р. Иля (верховья бассейна р. Амур). Экспликация земель (тыс. га): 109,6 — леса, 10,3 — сельские леса, 8,9 — пастбища, 6,8 — пашни, 2,5 — пр. Голец Алханай — ядро парка, памятник природы. Вокруг парка образована буферная зона шириной 0,5 км и общей площадью 10,4 тыс. га.
Природные комплексы Алханая представляют собой особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. В отличие от заповедников, значительные части площади национального парка открыты для регулированного посещения. Среди задач этой ООПТ — разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования, экологическое воспитание и просвещение населения, развитие экологического, познавательного и паломнического туризма.
Для успешного решения задач в парке выделены следующие основные зоны: заповедная, мест массового отдыха со специально разработанными туристическими маршрутами, а также зона объектов или участков, где ведутся научные исследования.
Территория национального парка уникальна и в геологическом плане — это узел геологических памятников природы местного статуса (по научной классификации объектов геологического наследия). В парке выделяются Алханайский палеовулканарий, представленный лавами преимущественно среднего, реже основного состава; подводящие каналы (некки) расплавов; кальдера обрушения в верховье пади Убжогое; различные по морфологии останцы выветривания лав и туфов, являющиеся предметами культовых и религиозных обрядов; нагорные террасы; Онон-Туринский глубинный разлом. На значительной территории парка развиты игнимбриты — туфы «палящих туч», возникающих при взрыве вершины вулкана на заключительных этапах его действия. Кроме того, в средней части пади Убжогое, в останцах, обнаружены отложения вулканических озёр, приуроченных к кальдере. Это пепловые туффиты с отпечатками временных обитателей вулканических озёр — конхострак Palaeolynceus, насекомых и растений.
С Онон-Туринским разломом связаны повышенная трещиноватость, сульфидная минерализация, окварцевание, появление жил с турмалином и т. д. Возраст продуктов вулканической деятельности — средне—поздняя юра (петрографические, тектонические, геоморфологические типы геологических памятников). По периферии вулканария развиты валунно-галечные конгломераты — осадки горной реки раннеюрского этапа, предшествующего излиянию лав вулкана Алханай. В районе Илинских озёр известен грязевой вулканизм: напорные межмерзлотные воды разжижают кангильские глины плиоцен-плейстоценового возраста и те, изливаясь, образуют мини-конусы высотой до 60 см с отчётливым каналом излияния.
Рельеф национального парка среднегорный с абсолютными высотами до 1 000—1 200 м. Территория расположена на стыке двух геоморфологических регионов — Даурского и Онон-Аргунского. В зависимости от тектоникии характера экзогенных процессов сформировались две основные генетические категории — выработанный и аккумулятивный рельефы. Выработанный рельеф составляет 80 % территории парка.
Фауна
На территории национального парка зарегистрировано более 120 видов позвоночных животных, представителей 4 классов — земноводных (2); пресмыкающихся (4); птиц (95); млекопитающих (30).
В фауне парка описано около 160 видов насекомых, 2 — амфибий, 4 — рептилий, 95 — птиц, 23 — млекопитающих, 17 — рыб. Здесь обычны бурый медведь, лось, изюбрь, кабарга, сибирская косуля, соболь, горностай, колонок, рысь, волк, лисица, заяц, черный аист, гуменник, лебедь-кликун, беркут, красавка, в реках обитают таймень, ленок, хариус. В прилегающей акватории национального парка (р. Убжогое, Дульдурга, Иля, оз. Бальзино, Алханайские) отмечено 18 видов рыб, относящихся к 9 семействам.
Флора
Для Алханая характерно большое ландшафтное разнообразие, обусловленное высотной поясностью, проявляющейся в смене почв, растительности и климата. Здесь сочетаются степи, луга, леса, скалистые горы, курумы, реки с водопадами (см. вкл., фото 231). Расположение парка на границе пояса бореальных лесов Евразии и великих степей Даурии имеет особое биосферное значение и обусловливает, в результате взаимопроникновения различных фаун и флор, значительное видовое разнообразие. На тер. «А.» известно более 600 видов растений, в том числе 130 видов мхов.
Около 180 видов растений находят применение в официальной и народной, в том числе тибет. медицине. Наиболее ценные — родиола розовая, астрагал перепончатый, шлемник байкальский, ревень компактный, лофант китайский, вздутоплодник сибирский и многие другие.
На территории национального парка встречается более 340 видов растений, из них плауновидные — 2; папоротниковидные — 1; голосеменные — 6; покрытосеменные — 332. В составе флоры территории зарегистрированы около 20 видов, нуждающихся в охране.
Культура
Алханай отличается от других национальных парков России наличием природно-культового комплекса святынь северного буддизма. Буддизация местности относится к началу XIX в. и связана с деятельностью Намнанай-ламы (гелонг Шагдар, учитель Агвана Доржиева). Летом 1991 эти места посетил глава буддийского духовенства Далай-лама XIV Данзан Жамсо. В честь его пребывания возведен буддийский памятник — ступа. В комплекс входит более 20 культовых объектов, среди которых наиболее известны и почитаемы Маанин Шулуун (каменная стела с высеченным тибетским текстом мантры), Димчиг Сумэ (Храм Бога Димчиг — хозяина горы), Нара Хажад (Небесная Музыкантша), Уудэн Сумэ (Храм Ворота (см. Алханайские Ворота)), Дорже Пагмын Сумэ (Храм Алмазной Царицы — супруги хозяина горы), «Щель грешников», Эхын Умай (Чрево Матери), Главное обоо, Обоо на вершине, Зурхэн Шулуун (Каменное Сердце), Хорео Шулуун (Каменный Забор) и др.
Одним из важнейших природно-культовых объектов является вершина г. Алханай, представляющая собой плоскую площадку округлой формы диаметром ок. 40 м из щебня и мелких скальных обломков. Посещение святых мест дает возможность духовно приобщиться к древней философии буддизма, отличающегося особо трепетным отношением к природе. Ежегодно на Алханае совершается обряд гороо — обхождение вокруг святых мест по часовой стрелке. Существует малое и большое гороо. Малое гороо проходит внутри комплекса святынь по маршруту руч. Сухое Убжогое — Димчиг Сумэ — Уудэн Сумэ — Эхын Умай — руч. Сухое Убжогое. Большое гороо — круговой маршрут вокруг г. Алханай — занимает 4 дня. Кроме того, ежегодно летом на Главное обоо и Уудэн Сумэ совершаются буддийские молебны с широким участием населения.
Алханайские ворота
Алханайские ворота — массивная скала-останец, памятник природы регионального значения (Решение Чит. облисполкома № 28 от 14.1.1980). Располагается на отрогах Могойтуйского хребта, по левому борту пади Убжогое на территории национального парка Алханай, в 25 км к северо-северо-запападу от с. Дульдурга. Общая площадь памятника природы 2 га. Останец представлен 2 скальными выступами, между которыми образовалась сквозная арка размером 7×7 м, над аркой нависает карниз высотой от 5 до 10 м. Южный выступ шириной 20 м и высотой 30 м протягивается вниз по склону к руч. Убжогое среди курумников на расстояние до 30 м. Вдоль склонов тянется «каменная тропа». Северный выступ поднимается вверх по крутому склону от арки, его длина до 13 м, ширина 10 м, высота от 5 до 15 м. Останцы сложены трахиандезитами и андезито-дацитами, состоящими из вкрапленников белого плагиоклаза в темном вулканическом стекле. На западных и северо-западных участках скалы растут береза, таволга, малина и бузина. Глыбы курумов покрыты лишайниками, мхами, встречаются папоротник щитовник, чистотел. Из млекопитающих обычны пищухи. В фауне птиц преобладают такие виды, как сойка, кедровка, большая синица, буроголовая гаичка.
Памятник природы, согласно функциональному зонированию нац. парка, расположен в особо охраняемой зоне, где разрешены путешествия по обозначенным маршрутам, познавательные экскурсии, организованные отделением по туризму парка. Алханайские ворота являются культовым буддийским объектом. На внутренней стороне арки расположены петроглифы — наскальные рисунки древних людей. В центре арки находятся буддийские памятники: ступа и молельня. Назначение памятника духовное, учебно-просветительское, эстетическое, туристское.
Достопримечательности
Памятники природы и культовые места: гора Алханай, храм Великого блага, скала Сэндэма, скала Храм Ворота, Доржи-Пагман (Алмазная царевна).
На территории национального парка Алханай в ущелье Убжогие, на скальной гряде с естественной каменной аркой, известной как Храм-Ворота, расположены 3 группы рисунков, выполненных красной и желтой охрой, изображающих стилизованных животных, человечков, палочки, косые кресты. Одну из групп перекрывает буддийская ритуальная надпись. Петроглифы отнесены к 1-му тысячелетию до н. э. Впервые отмечены в 1977 А. П. Окладниковым.
Туризм
Интерес к парку возрастает со стороны как паломников, так и туристов. Воды аршанов (источников) считаются святыми, используются населением в лечебных целях. Рекреационная зона находится в долине горного руч. Сухое Убжогое. В июле — августе максимальное количество посетителей Алханая за день доходит до 2 тыс. чел., в среднем за летний период (июнь — середина сентября) парк посещает более 30 тыс. гостей. Ведется строительство рекреационного центра. Национальный парк находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В парке разработано и действует более 10 научно-познавательных туристических маршрутов: пешие, автомобильные и комбинированные.
Литература
- Алханай/Автор-составитель Н.П. Назаров.—Чита: Стиль, 2014.—136 ч.: ил.
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. — Новосибирск, 1986.
- Михаилов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальная функция. — Новосибирск, 1987.
- Биологический энциклопедический словарь. — М., 1989.
- Синица С. М. Алханай — узел геологических памятников природы Забайкалья // Юбилейный сборник научных работ профессоров ЧитГТУ. — Чита, 1999.
- М. Ц. Итигилова, С. М. Синица, Т. А. Стрижова и др. Алханай: природные и духовные сокровища. — Новосибирск, 2000.
- Сыртыпова С-Х.Д. Горный массив Алханы — традиционное место поклонения забайкальских бурят в легендах и текстах. — СПб., 2000.
- Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001.
- Ешисамбуев С. М. Алханай — мир Великого блага. — Чита, 2002.
- Итигилова М. Ц. Далекий отзвук мантр Тибета // Забайкалье: наука, культура и жизнь. — Чита, 2002.
- Научный туризм в национальном парке Алханай: учебное пособие. — Чита, 2005.Природное наследие // Малая энциклопедия Забайкалья. — Новосибирск: Наука, 2009.
- Семь вершин Алханая/Автор-составитель Н.П. Назаров.—Чита: Поиск, 2007.—172 с.: ил.
Автор - Хандажаб Будаева
Мерный шум седых сосновых веток,
Звонкий крик пролетных птичьих стай -
Как мне людям передать все это,
Подскажи, красавец—Алханай.
Ага-гео. Большое алханайское Обоо: психологический анализ восприятия бурятской инсталляции
В конце августа этого года я посетил Национальный парк «Алханай» в Забайкальском крае. Горный массив Алханай - который входит в число пяти самых популярных и почитаемых святынь северного буддизма. Конечно, главные достопримечательности - это причудливые скалы-храмы и целебный источник. Зная мой интерес к искусству, друзья и родственники посоветовали посетить и Большое Алханайское обоо, которое находится у входа в ущелье, немного в стороне от главной дороги. «Это впечатляет, это очень красиво», - говорили они. Я послушался и не ошибся.
В тени сосен я увидел величественную инсталляцию из 49 белых разновеликих, слегка вытянутых вверх полушарий. Меня, искушенного зрителя, воспитанного на восприятии шедевров крупнейших музеев Европы, это действительно, впечатлило. Лучи солнца создавали на поверхности объектов причудливые узоры света и тени. Композиция прочно стояла на земле и, вместе с тем, стремилась ввысь в небо. Если не знать историю происхождения инсталляции, то она вполне может восприниматься как произведение абстрактного искусства, созданное современным художником.
А между тем, Алханайское обоо было воздвигнуто по проекту буддийского монаха Намнанай-багша еще в 1891 году и вот уже более 120 лет восхищает людей разного образования и социального положения.
Составляющие обоо «мунханы» (по терминологии краеведа и знатока Алханая С.Ешисамбуева) созданы из гальки и камней, скрепленных между собой особой глиной. Снаружи они покрыты аккуратным слоем белой извести. Высота главного мунхана чуть более четырех метров. Кроме того, в этом месте есть еще четыре прямоугольных каменных сооружения для ритуальных костров, выложенные из плоских плиток дикого камня в форме колодцев («бойпуров»). Здесь 13-го числа серединного летнего месяца по лунному календарю проводится ежегодный обряд в целях сакральной организации благополучия для жителей агинской степи посредством силы буддийской веры. В остальное время посещают буддийские паломники и редкие туристы.
Меня заинтересовал феномен восторженного отношения массового зрителя к объекту, аналогичному по форме произведениям «современного абстрактного искусства». В какой мере он замышлялся автором инсталляции? Попробую высказать свои предположения относительно психологических механизмов восприятия этого произведения искусства.
Конечно, изначально объект создавался, исходя из единства сакрального и эстетического начала в восприятии инсталляции. Он задумывался как объект религиозного почитания и является им. Нормальный человек, даже если он не является приверженцем доктрины буддизма, все равно изначально относится к Алханайскому обоо как святыне. Данный настрой психологически очень важен. Не будем его специально обсуждать, так как уважение к святыням - это фундаментальная проблема современности и требует отдельного детального рассмотрения.
Заострим внимание на психологических механизмах в восприятии эстетических свойств этого объекта с точки зрения культурной паломнической практики, которая сложилась к настоящему времени и, видимо, была заложена еще во времена Намнанай-багша. Обоо включено в маршрут паломнической тропы. Значит, важен не только объект восприятия, но и способ (маршрут) движения к нему. Человек, постепенно подходя к святыням, настраивается на особый способ восприятия объекта почитания. Можно предположить, что определенная последовательность перемещения позволяет освободиться человеку от посторонних намерений, переживаний, образов. Этому способствует расположение обоо: у входа в Алханайское ущелье. Горный массив Алханай представляет собой место с уникальным сочетанием геофизических, климатических и прочих природных факторов. Уже на подъезде к нему люди ощущают душевный подъем, улучшается их самочувствие. По моим ощущениям, такие изменения начинаются именно с этого места, происходит нечто вроде положительного стресса. Забываешь обо всем и начинаешь прислушиваться к своим ощущениям. Это способствует освобождению от суеты повседневных забот и мыслей.
Автор инсталляции, видимо, на это рассчитывал. Ведь история Алханая как буддийской святыни начинается именно с Намнанай-багша. До него в этом месте обитали шаманы. Молодой буддийский монах осознал энергетические возможности этой местности и силой медитации сумел (правда далеко не с первого раза) вытеснить шаманов в долину.
И вот на фоне такой очищенности от событий повседневной жизни и включенности в культурно выработанные поколениями маршрут движения перед человеком вдруг предстает необычный объект.
Хотя обоо можно было бы заметить издалека, но все равно осознаешь, что видишь его целиком неожиданно. Психологически важное наблюдение - в этой неожиданной ситуации объект не эпатирует тебя, а вынуждает сосредоточиться. И далее паломник начинает действовать по уже отработанным правилам практики паломничества
Ему нужно выполнить предписанные действия: обойти обоо три раза, завязать на дереве или столбе хадак (голубой шарф) и так далее. В результате возникает ощущение единства с объектом: мыслей конкретных нет, но о чем-то постоянно думаешь. Это очень интересное состояние. Пока оно не поддается моей рефлексии.
В это время надо мной вдруг начал парить орел. Он вынудил посмотреть на небо. Орел сопровождал нас до самого выезда с территории национального парка. Потом он опустился на обочину дороги, как будто провожал нас. Невозможно было оторвать глаза от этой гордой птицы. Когда мы отъезжали с территории обоо, орел опять взмыл в воздух. Мой племянник сказал, что это был хороший знак. Теперь в моем воспоминании об Алханайском обоо мунханы и парящая в небе птица соединились неразрывным образом.
Вообще орлы не редкость в данном месте. Паломники разбрасывают на территории обоо зерна, чем привлекают мелких грызунов. И пернатые хищники, естественно, это знают, но мой орел появился в небе, когда я с моими спутниками были еще на обоо и поживиться ему еще было нечем. Более того, он проводил нас до дороги и, тем самым, упустил лучшее время для охоты
Теперь по происшествии многих дней, меня посещает сумасшедшая догадка. Мне кажется, что это событие с орлом в небе было тоже задумано Намнанай-багша. Каким-то образом он привлек для обслуживания своего детища местного орла. Если описывать это с помощью современной искусствоведческой терминологии, то великий бурятский иогин задумывал не просто инсталляцию, а целый перформанс с привлечением птицы. И потомки первого орла исправно несут вахту уже второе столетие.
А мы наивно полагаем, что это нам дан добрый знак свыше. Прав ли я или нет - вряд ли кто-то может точно сказать. Но чувствую, что в момент таких размышлений я делаюсь смиренней.
К каким выводам можно прийти? Важно, что данная буддийская инсталляция изначально не преследовала цели эпатажа, а предназначалась для достижения эффекта сосредоточенности. Этот эффект достигается не только благодаря форме объекта, но и способу его визуального освоения в движении. При этом большое значение имеет стрессовый фактор, связанный с природными условиями существования и восприятия данного объекта. Он позволяет человеку освободиться от мелочей повседневности. Практика визуального освоения Алханайского обоо опирается на возможность воспроизведения определенной традиции паломничества и ощущения общности людей. Полагаю, что в рамках культурно-исторической психологии возможен адекватный анализ паломнической традиции. Вместе с тем, описание конкретных феноменов потребует, видимо, привлечение достижений психоаналитического опыта.
В. Гурожапов, доктор психологических наук,
профессор Московского
психолого-педагогического университета. 2012 год
Толон №24 от 14 июня 2013 года
Притча «Учитель»
Твердо решив стать в этой жизни отшельником, Намнанай приблизительно с год медитировал на Алханае, служившем в то время местом обитания многих шаманов, весьма искусных в своем ремесле.
К молодому отшельнику эти шаманы отнеслись весьма враждебно. И когда Намнанай понял, что без хорошего учителя ему шаманов не победить, он прекратил свою медитацию и отправился в Тибет искать такого учителя.
В Лхасе Намнанай долго ходил по монастырям, беседуя с самыми разными монахами, но близкого своей душе человека так в этом городе и не нашел.
Как-то, находясь на базаре, Намнанай разговорился с одним торговцем, и тот посоветовал ему отправиться в горы и там, в диких и безлюдных местах, искать себе учителя. И Намнанай согласился искать.
Он поднялся высоко в горы и после многих дней пути увидел пещеру, возле которой старик, похожий на жилистую мумию, стирал в корыте свое сильно засаленное белье. День был жаркий и солнечный, и Намнаная мучила жажда. Низко поклонившись старику, Намнанай попросил дать ему напиться, и старик, не говоря ни слова, подвинул ему корыто...
Ни на минуту не сомневаясь в добрых намерениях старика, Намнанай стал пить эту мутную, в грязных разводах воду и вдруг почувствовал на своих губах вкус родниковой воды.
Именно этот самый старик, многие годы проживший в затворничестве, и стал учителем Намнаная, посвятив его в тайны проведения самых высших практик.
После этого Намнанай снова приехал на Алханай, и все местные шаманы, убоявшись его тантрической силы, многократно возросшей за время пребывания в Тибете, покинули эти места.
На этот раз Намнанай медитировал на Алханае почти двадцать лет.
Из книги Н. Назарова «Семь вершин Алханая»
Алханай как точка притяжения
Алханай как территория поклонения издавна притягивает к себе людей из ближних и дальних краев. Паломники и отдыхающие едут сюда и вдохнуть чистый воздух, и исцелиться от разных недугов. Овеянная легендами земля звала к себе как шестая святыня буддизма, хотя и до распространения этого религиозного верования не зарастала тропа к ней. И шаманы, и простой люд считали своим долгом совершить здесь обряд «гороо».
Его святейшество Далай-лама XIV в 1991 году почтил Алханай, и сегодня на месте, где ступил он, в память об этом событии высится ступа. Для паломников гора Алханай священна, им, например, пять дне надо пройти по трудному маршруту, называемому «Большое гороо».
Природных и культовых достопримечательностей на Алханае много. В первую очередь, это целебная вода, которая струится из разных источников, каждый из которого предназначен для лечения определенного вида человеческого органа. Есть для глаз, сердца, желудка, суставов, печени и т.д.
Холодная воды, естественно, пугает, но нет никакого более приятного блаженства, когда по всему телу начинает распространяться умиротворяющее тепло, с которым приходит жизненная энергия.
Димчиг-сумэ, на который надо подняться, представляет собой образовавшийся в давние времена грот, который служит храмом божества Димчиг. Отведавший целебной алханайской воды дарует себе силу и здоровье. Содном Ешисамбуев, большой знаток родной земли, знающий буквально каждую тропинку Алханая, всегда с большим удовольствием рассказывает о животворящей силе Алханая. Оказывается, здешние божества не принимают водочные подношения, нельзя мусорить и курить, шуметь и громко петь.
В это время года на Алханае не иссякает поток паломников и отдыхающих. Большинство из них считают долгом пройти через Храм-ворота (YYдэн-сумэ). Это естественная каменная арка. Здесь еще в 1884 году был построен субурган, разрушенный в годы большевистского засилья в 30-е годы прошлого века и восстановленный в 50-е годы. В противоборстве с шаманами буддийский отшельник Намнанай багши из Цугольского дацана благословил Алханай как божественную обитель. Несокрушимая сила его веры, магически действовавшая на местное население, заставила шаманов отступить.
Значительная достопримечательность Алханая—Щель грешников, через которую пройти, - значит очиститься. Если человек протиснется в щель, у него мало грехов, а если застрял—грешен.
Eще большое испытание—Чрево матери (Эхын умай). Протиснувшись через него, женщины обретают детородные функции. Благодарные матери приносят сюда потом детские игрушки, куклы, одежду.
Легенды гласят: еще в чингисхановские времена, даже раньше, на Алханае, на Хан-Ууле и других высокогорных местностях нашего округа разводились сигнальные огни, когда наблюдали приближение вражеских отрядов. Почитать обитель богов - дело благое, но и превращать ее в туристическую территорию не стоит. Таково мнение многих жителей Аги, особенно богослужителей. Однако, как бы ни было, проблема есть, с этим согласятся многие, но процесс идет, и, наверное, обратного хода нет. Весь вопрос заключается в том, как использовать природный дар родной земли. В любом случае притяжение Алханая неизгладимо в памяти тех, кто побывал здесь хоть раз в жизни.
Баир Батожапов
Агинская правда 7 июля 2009 года (№81)
Орой – Вершина
Вершина Алханая называют обителью божеств. Визит к вершине с обязательным исполнением обряда—обхождением многолетней каменной тропой по движению солнца и жертвоприношением—считается очень важным актом паломничества к святыням Алханая.
Этот уникальный объект отнесен к числу памятников природы, охраняемых государством, как и Храм Ворота. Как самая высокая точка окружающего рельефа, Алханай воспринимался местными жителями в качестве объединяющего родового и общеплеменного символа народов Восточного Забайкалья.
При восхождении на вершину Алханая каждый человек преследует свои цели. Для туристов это спортивно– оздоровительный и познавательный интерес, паломники стремятся достичь обители божеств. После длительного подъема путники выйдут на алханайское плоскогорье. Старожилы это плато называют Тэбтэг.
Чем выше в гору, тем ощутимее аромат тайги. На вершине Алханая открываются просторы Востока и Запада. На много верст вдаль купаются в голубой дымке горы, озера, долины, изрезанные сверкающими под солнцем клинками речушек.
Притча «Сон с белым верблюжонком»
Давно это было. Может, при жизни Чингисхана. Может, чуть позже. Ехал по степи молодой бурят Аюша. Ехал да ехал, пока не открылся дальний горизонт, где синела вершина горы Алханай.
До этого слышал Аюша: гора Алханай - священная, выше Хан Улы, ей надо поклониться, тогда счастье придёт.
Прикинул расстояние - однако, до вечера можно успеть, только на перевал подняться. Едет да едет Аюша, где молчит, где песню поёт, где степь слушает. Алханай впереди синеет, зовёт его. Только до перевала и - вот оно, счастье!
Но вечереть стало, заря загорелась. Вершина Алханая солнечной короной украсилась, тучка над ней верблюжонком белеет, на ночлег укладывается.
Остановился Аюша. Коня расседлал, стреножил, на пастьбу пустил. Поужинал, спать стал. Вечереть стало. Вершина Алханая в западную зарю оделась, тучка над ней белым верблюжонком легла. А перевала нет и нет. Задумался Аюша. Спать стал, но звёзды не дают, спи не спи, а они светят, думу за думой наводят. Конный на мир глядит, пеший под ноги смотрит
Встал утром Аюша - коня отпустил, уздой махнул - иди домой. Сам у костерка присел. Сидит да сидит, слушает: роса сохнет, ковыль звенит, полынь горько цветёт. Подъехал к нему встречный седой всадник. Много-много дней от Алханая домой едет.
Так далёко? - удивился Аюша. - Вот же она, гора!
Да, - сказал человек, - но воздух короткий, а путь длинный. Зрение обманывает. Как сон с белым верблюжонком.
Тогда и задумался Аюша над загадкой Алханая. Увидит человек мечту или цель, думает: вот пойду и достигну счастья! А воздух короткий, путь длинный. Идёт и идёт человек до придуманного перевала. Торопится, лучшие годы не замечает, только глазами обгоняет. А мысль не отстаёт, вперёд гонит, как пыль, которая в свой след не возвращается. Седым станет и тогда поймёт: вершина Алханая не на горизонте, а в самом человеке, в жажде далёкого счастья. Вечный сон с белым верблюжонком.
М. Вишняков
Из книги Н. Назарова «Семь вершин Алханая»